Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЕТР ДОСТОПОЧТЕННЫЙ
56, С. 23-27 опубликовано: 15 апреля 2024г. 


ПЕТР ДОСТОПОЧТЕННЫЙ

[Лат. Petrus Venerabilis; Пьер Морис де Монбуасье; франц. Pierre-Maurice de Montboissier] (1092/94, Монбуасье, Овернь (ныне деп. Эр и Луар), Франция - 25.12.1156, Клюни), блж. Римско-католической Церкви (пам. 5 нояб.), 9-й аббат Клюни (с 1122), влиятельный церковный и политический деятель, богослов, церковный писатель.

Жизнь

Петр Достопочтенный, аббат Клюни. Скульптура постамента статуи Бернарда Клервоского в Дижоне. 1847 г. Скульптор Ф. Жуффруа Фото: François de Dijon / Wikimedia Commons
Петр Достопочтенный, аббат Клюни. Скульптура постамента статуи Бернарда Клервоского в Дижоне. 1847 г. Скульптор Ф. Жуффруа Фото: François de Dijon / Wikimedia Commons

Петр Достопочтенный, аббат Клюни. Скульптура постамента статуи Бернарда Клервоского в Дижоне. 1847 г. Скульптор Ф. Жуффруа Фото: François de Dijon / Wikimedia Commons
Основные источники сведений о жизни П. Д.: стихотворный панегирик, составленный его секретарем Петром из Пуатье (PL. 189. Col. 48-57; BHL, N 6789), Житие, написанное между 1164 и 1173 гг. Родульфом, монахом Клюни (в 1173-1176 аббат) (PL. 189. Col. 15-28; BHL, N 6787), сообщения современных П. Д. хронистов (Ордерика Виталия, Роберта из Ториньи, Гальфрида из Вижуа и др.), написанная в самом Клюни краткая хроника «Хронология аббатов» (первоначальная часть создана, вероятно, во 2-й пол. XII в.- Iogna-Prat D. La geste des origines dans l'historiographie clunisienne des XIe-XIIe siècles // RBen. 1992. Vol. 102. N 1/2. P. 153-155), пространная «Клюнийская хроника» (кон. XV в.), а также документы из архивов аббатства Клюни и Римской курии. Важное значение имеет информация из сочинений самого П. Д., особенно из его обширной переписки.

Род. в знатной семье. Его мать, католич. блж. Раингарда († 1135), племянница св. Гуго, аббата Клюни (1049-1109), овдовев, ок. 1117 г. стала монахиней в приорате Св. Троицы в Марсиньи (Бургундия, ныне деп. Сона и Луара). Четверо младших братьев П. Д. выбрали церковное служение: Ираклий стал архиепископом Лионским (1153/54-1163), Понтий - аббатом Везле (1138-1161), Иордан - аббатом Ла-Шез-Дьё, Герман - приором Клюни и аббатом Сен-Себастьен-де-Манльё в Оверни (Bouchard C. B. Sword, Miter, and Cloister: Nobility and the Church in Burgundy, 980-1198. Ithaca; L., 1987. P. 411). В раннем детстве П. Д. предназначен как облат клюнийскому приорату Сосийанж в Оверни, в 1109 г. он принес монашеские обеты (по преданию, его постриг совершил аббат Гуго незадолго до своей смерти). Позднее (ок. 1116/17) П. Д. стал учителем и клаустральным приором в мон-ре Везле, с 1120 г.- клаустральным приором мон-ря Домен близ Гренобля. 22 авг. 1122 г. избран аббатом Клюни в обстановке глубокого кризиса, связанного с отстранением аббата Понтия (1109-1122) и скоропостижной кончиной его преемника, Гуго II (апр.-июль 1122). По-видимому, избрание П. Д. вызвало недовольство части монахов, из-за чего папа Римский Каллист II (1119-1124) направил в Клюни послание (21 окт. 1122) с одобрением кандидатуры П. Д. Не позднее лета 1124 г. Понтий вернулся из Палестины в Италию, где основал небольшой мон-рь в диоцезе Тревизо. Весной 1126 г. он попытался силой вернуть себе пост аббата Клюни, пользуясь, вероятно, поддержкой части монахов и горожан, живших на монастырских землях (burgensium Cluniensium). П. Д. в то время находился в поездке по клюнийским монастырям в Аквитании (по др. версии, он покинул Клюни, узнав о приближении Понтия с вооруженным отрядом - Wollasch J. Das Schisma des Abtes Pontius von Cluny // Francia. Sigmaringen, 1996. Bd. 23. N 1. S. 45). Понтию оказали сопротивление Матфей, приор Сен-Мартен-де-Шан (с осени 1126 кардинал-епископ Альбано), и Бернард Толстый, великий приор Клюни, но Понтий смог на время взять Клюни под свой контроль. Между тем П. Д., приехав в Рим, смог заручиться поддержкой папы Гонория II (1124-1130). Папский легат Петр, кардинал-пресвитер римской ц. Сан-Марчелло († ок. 1140), на Соборе в Лионе (24 мая 1126) объявил о церковном отлучении Понтия и его сторонников, на бург Клюни и поддержавшие Понтия клюнийские приораты был наложен интердикт. В окт. того же года Понтий со сторонниками приехал в Рим, отказался принести покаяние и признать власть Гонория II, после чего был арестован и в дек. умер в заключении. Впосл. П. Д. в своих сочинениях осуждал действия Понтия и его сторонников, но не стал мстить своим оппонентам и распорядился вернуть останки Понтия в Клюни.

Обстоятельства «понтианской схизмы» серьезно повлияли на дальнейшую деятельность П. Д. Свою задачу он видел в восстановлении и поддержании единства внутри как обширной Клюнийской конгрегации, так и всей католич. Церкви. В марте 1132 г. впервые был созван генеральный капитул 200 приоров и 1212 монахов из клюнийских мон-рей, на котором П. Д. предложил меры по усилению монашеской аскезы (введение более строгого поста, сокращение времени на отдых и беседы). Это мероприятие могло стать ответом на собрание аббатов бенедиктинских монастырей Реймсской церковной провинции, состоявшееся осенью 1131 г. и направленное против авторитета Клюни (Vanderputten S. The First «General Chapter» of Benedictine Abbots (1131) Reconsidered // JEcclH. 2015. Vol. 66. P. 715-734; idem. The Statutes of the Earliest General Chapters of Benedictine Abbots (1131 - early 1140s) // J. of Medieval Monastic Studies. Turnhout, 2016. Vol. 5. P. 61-91). Впосл. клюнийские капитулы собирались в 1140, 1144 и 1150 гг. В 1146/47 г. П. Д. издал общие для всей Клюнийской конгрегации статуты из 76 пунктов (часть из них, очевидно, была издана еще в 1132). Они регламентировали литургический распорядок, вопросы, связанные с одеждой и питанием монахов, правила раздачи милостыни, предписывали строгое соблюдение обета молчания, обязательный физический труд для монахов. Вместе с тем, несмотря на введенную П. Д. практику визитаций, клюнийские аббаты не могли полностью контролировать дочерние мон-ри. К сер. XII в. рост конгрегации замедлился, тем не менее при П. Д. появились клюнийские мон-ри в Англии, Ирландии, Норвегии, Португалии. Считается, что к моменту кончины П. Д. в Клюни жили ок. 300-400 монахов, конгрегация насчитывала ок. 2000 мон-рей (подробнее см. ст. Клюнийская конгрегация).

Несмотря на слабое здоровье (страдал от малярии и хронического бронхита), П. Д. много путешествовал: посещал Рим и бывал в клюнийских мон-рях в Италии (10 раз, между 1125 и 1154), Англии (1130 и 1155-1156), на герм. землях (1147) и в Испании (1142). Из 34 лет на посту аббата он в общей сложности ок. 8 провел вне мон-ря Клюни. Мн. поездки П. Д. были связаны с участием в церковной и светской политике. На Соборах в Этампе (1130) и Пизе (1135) он оказал поддержку папе Римскому Иннокентию II (1130-1143) против антипапы Анаклета II (1130-1138; несмотря на то, что тот был монахом-клюнийцем). В 1139 г. участвовал в Латеранском II Соборе. Важными целями поездки П. Д. в Испанию были поиск переводчиков и сбор материалов для работы над полемическими трактатами против ислама. В 1155-1156 гг. он, по-видимому, помог бежать из Англии своему давнему другу Генриху Блуаскому, еп. Уинчестера (1129-1171), монаху-клюнийцу, попавшему в немилость к англ. кор. Генриху II (1154-1189).

Со 2-й пол. 20-х гг. XII в. Клюни начал терять лидирующие позиции в католич. мире. Причиной этого было становление новых монашеских орденов (прежде всего цистерцианцев и картузианцев) и объединений регулярных каноников (премонстрантов, августинцев и др.). Главную роль в преодолении схизмы 1130-1138 гг. сыграл не П. Д., а лидер цистерцианцев католич. св. Бернард Клервоский (1090-1153) и основатель ордена премонстрантов католич. св. Норберт Ксантенский († 1134). Бернард Клервоский неоднократно критиковал клюнийские «обычаи», представляя именно цистерцианцев настоящими последователями монашеской традиции, восходящей к прп. Венедикту Нурсийскому (подробнее см. в ст. Клюнийская конгрегация). В 1128 г. на Соборе в Труа П. Д. и Бернард Клервоский торжественно примирились, но уже в 1132 г. конфликт вспыхнул вновь из-за отказа нового цистерцианского мон-ря Нотр-Дам-дю-Мируар платить десятину клюнийскому мон-рю Жиньи. После неск. безуспешных апелляций П. Д. в Рим клюнийцы в 1151 г. силой изгнали монахов Нотр-Дам-дю-Мируар и разграбили обитель. Папа Римский Евгений III (1145-1153), монах-цистерцианец и ученик Бернарда Клервоского, распорядился, чтобы П. Д. лично возместил убытки изгнанным монахам. Серьезные разногласия между клюнийцами и цистерцианцами вызвали и выборы епископа Лангрского в 1138 г. (см. в ст. Клюнийская конгрегация). Отношения клюнийцев с премонстрантами в целом были более дружескими, на капитуле 1140 г. было даже объявлено о духовном единстве 2 монашеских объединений. О хороших отношениях П. Д. с картузианцами свидетельствует упоминаемый его биографом мон. Родульфом обычай клюнийского аббата раз в год уединяться в Картузии (Ла-Шартрёз) для молитвы и созерцания (PL. 189. Col. 28). В одном из писем П. Д. выражал восхищение богатой б-кой в Картузии (Petr. Venerab. Ep. 24 // Idem. The Letters. 1967. Vol. 1. P. 45-47).

В 1-й пол. XII в. как ведущие интеллектуальные центры Зап. Европы на первый план выдвинулись городские школы (в Лане, Шартре, Париже, Пуатье и др.), где преподавали не монахи, а секулярные клирики или регулярные каноники. В отличие от др. деятелей монашества того времени (напр., Бернарда Клервоского или Руперта Дойцского) П. Д. не проявлял негативного отношения к представителям ранней схоластики. По-видимому, еще ок. 1135 г. он приглашал Петра Абеляра приехать в Клюни. После осуждения Собором в Сансе (традиц. дата - 1140, но более вероятно - май 1141) Абеляр направился в Рим, но по дороге из-за болезни задержался в Клюни (в июле или авг.). П. Д. убедил Абеляра в необходимости остаться в Клюни и принять монашеский постриг. Он также добился примирения Абеляра с его главным оппонентом Бернардом Клервоским (при условии, что Абеляр внесет требуемые исправления в свои сочинения, а Бернард обязуется публично не обвинять его в ереси) и снятия с Абеляра церковного отлучения. Спустя нек-рое время Абеляр переселился для лечения в клюнийский приорат Сен-Марсель близ г. Шалон-сюр-Сон, где оставался до конца жизни (традиц. дата смерти - 21 апр. 1142, но более вероятно, что это случилось в 1143 - Андерсен В. В. Проблемы хронологии жизни и произведений Абеляра и Элоизы в свете анализа лит. текстов их современников // Древняя и новая Романия. СПб., 2015. Т. 16. С. 365-375). По-видимому, именно в Клюни Абеляр написал свое последнее сочинение - «Диалог между философом, иудеем и христианином». После смерти Абеляра П. Д. отправил письмо с утешениями Элоизе, описав жизнь Абеляра в последние месяцы и его кончину как образцового христианина (рус. пер.: Воскобойников. 2016). Клюнийский аббат составил стихотворную эпитафию Абеляру, в к-рой сравнил его с Аристотелем и при этом отметил, что тот, приняв под конец жизни монашество, обратился к истинной «Христовой философии» (Там же. С. 55).

Важнейшей заботой П. Д. было улучшение финансового положения мон-ря Клюни, к-рое, по его словам, ко времени его избрания аббатом было исключительно тяжелым. П. Д. предпринимал значительные усилия, чтобы получать пожертвования от европ. монархов (в т. ч. от Генриха I, короля Англии (1100-1135), и Альфонсо VII, короля Кастилии и Леона (1127-1157)) и крупных сеньоров. Разорительным для мон-ря было множество социальных обязательств, связанных с поминовением усопших (см. в ст. Клюнийская реформа). В составленном П. Д. документе «Положение дел Клюнийской конгрегации» (Dispositio rei familiaris Cluniacensis, 1147/48; изд.: Recueil des chartes. 1876-1903. Vol. 5. P. 475-482) он изложил меры, принятые им для улучшения материального положения аббатства. Кроме того, не отказывая никому в литургическом поминовении, он распорядился сократить до 50 чел. число тех, кто ежедневно получали «пребенду» по случаю годовщины смерти (эти ограничения не касались кормления бедных в течение 30 дней после кончины) (Statuta. 1975. P. 67). По просьбе П. Д. еп. Генрих Уинчестерский, знакомый с самой передовой в Европе того времени системой работы англ. казначейства («Палаты шахматной доски»), между 1149 и 1156 гг. провел ревизию доходов с 12 деканатов, находившихся в юрисдикции аббатства Клюни, а также расходов монастыря (Recueil des chartes. 1876-1903. Vol. 5. P. P. 490-505; также см.: Грацианский Н. П. Бургундская деревня в X-XII ст. М.; Л., 1935. С. 177-181).

В первые годы после избрания П. Д. аббатом завершилось строительство монументальной церкви (т. н. Клюни III), начатое при Гуго I (были проведены в т. ч. восстановительные работы после обрушения в 1125 или 1126 части нефа). 25 окт. 1130 г. папа Иннокентий II совершил торжественное освящение нового монастырского храма. В дальнейшем при П. Д. строительные работы в Клюни продолжались, но в меньшем масштабе (Conant K. J. Cluniac Building during the Abbacy of Peter the Venerable // Petrus Venerabilis. 1956. Р. 121-127; см. также в ст. Клюни).

П. Д. умер утром в день праздника Рождества Христова. По-видимому, практически сразу возникло его почитание среди клюнийцев, хотя в средние века так и не был начат офиц. канонизационный процесс. Наименование Достопочтенный (Venerabilis) по отношению к нему использовалось еще при жизни, впервые - в грамоте, изданной в 1153 г. кор. Фридрихом I Барбароссой (император в 1155-1190). Общеупотребительным это прозвище стало в Новое время благодаря публикациям мавристов. В 1862 г. папа Римский Пий IX (1846-1878) разрешил включить имя П. Д. как блаженного Римско-католической Церкви в календарь диоцеза Клермон-Ферран, установив день памяти 5 нояб.

Сочинения

П. Д. получил хорошее образование в клюнийских монастырях. Несмотря на многочисленные обязанности, связанные с должностью аббата, на протяжении всей жизни он активно занимался лит. и богословской деятельностью. В этом ему помогали секретарь мон. Петр из Пуатье и др. собратья по мон-рю. Наибольшую известность П. Д. принесли полемические трактаты, направленные против тех, кого он рассматривал как врагов Церкви: еретиков, евреев и мусульман. Трактат «Против еретиков петробрусиан» (Contra petrobrusianos hereticos) был написан ок. 1138 г., значительно переработан после осуждения еретиков II Латеранским Собором (1139) и обнародован в составе собрания писем П. Д. (ок. 1142). Он направлен против последователей Петра из Брюи (ум. до 1135), лишенного сана священника, к-рый проповедовал в Юж. Франции (см.: Лапшин А. Г. Ересь петробрюсиан // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. 2012. Т. 18. № 4. С. 45-47). Он выступал против церковных таинств (в особенности против крещения младенцев), обличал клириков, виновных в симонии, требовал разрушения церковных зданий, запятнанных грехами, и уничтожения крестов (как знака унижения и казни Христа). После смерти Петра из Брюи его деятельность ок. 1135 г. продолжил бывш. клюнийский монах Генрих Лозаннский (ум. после 1148), что, возможно, и привлекло внимание П. Д. Трактат адресован архиепископу Арля и епископам Ди и Гапа, к-рых П. Д. призывает принять решительные меры против еретиков. Трактат П. Д. (наряду с соч. «Theologia scholarum» Абеляра) является главным источником сведений по истории движения петробрусиан (их иногда рассматривают как предшественников катаров).

Трактат «Против закоренелого упрямства иудеев» (Adversus iudeorum inveteratem duritiem) был написан, вероятно, в неск. приемов между 1144 и 1147 гг., после возвращения П. Д. из Испании. Главным источником информации стали для аббата «Диалоги против иудеев» (Dialogi contra iudaeos) крещеного испан. иудея Петра Альфонси (ок. 1062 - ок. 1140); кроме того, П. Д. был знаком и с др. материалами, относящимися к талмудической традиции. Этот трактат является самым большим по объему среди полемических произведений П. Д. В отличие от труда Петра Альфонси и др. более ранних памятников христ. антииудейской полемики трактат П. Д. не имеет формы диалога. Цель автора состояла не в том, чтобы добиться обращения иудеев, а в том, чтобы доказать христианам моральную и интеллектуальную несостоятельность иудаизма. Главным объектом нападок клюнийского аббата стал Талмуд (П. Д. первым из средневек. католич. авторов упоминает это название), к-рый он считал книгой, полной лжи и созданной по наущению диавола. Кроме того, П. Д. утверждал, что Талмуд стал одним из источников учения Мухаммада. Возможно, на его мнение повлияли распространявшиеся в Европе слухи о том, что евреи выступали как союзники мусульман на Ближ. Востоке, в т. ч. при захвате ими Эдессы (1144). Крайне негативно П. Д. относился к ростовщической деятельности иудеев. В соч. «О чудесах» (De miraculis) он рассказывает, как Матфей, назначенный приором мон-ря Сен-Мартен-де-Шан, несмотря на сложное финансовое положение обители, запретил брать деньги в долг у евреев, поскольку «не должно быть ничего общего между Христом и Велиалом» (Petr. Venerab. De miraculis. 1988. P. 126). В письме франц. кор. Людовику VII (ок. 1146) П. Д. призывал его принять по отношению к евреям самые строгие меры (исключая лишь физическое истребление), а их богатства использовать для финансирования крестового похода (Idem. Ep. 120 // Idem. The Letters. 1967. Vol. 1. P. 327-330). Трактат «Против закоренелого упрямства иудеев» не получил широкой известности (сохр. всего 4 средневек. списка), но отразил ухудшавшееся на протяжении XII в. отношение к иудеям в Зап. Европе.

Чтобы собрать материал для полемики против мусульман, в 1142 г. П. Д. предпринял путешествие в Испанию. Познакомившись с учеными-эрудитами Робертом из Кеттона и Германом Далматийским, он заказал им лат. переводы Корана и ряда др. араб. текстов. Кроме того, мосараб Петр Толедский перевел с арабского на латынь апологетическое сочинение, авторство к-рого приписывалось арабу-христианину Абд аль-Масиху аль-Кинди (IX в.?). Эти переводы составили т. н. Толедскую коллекцию (Collectio Toletana), или Толедский корпус (Corpus Toletanum), до конца средневековья остававшийся в Европе самым авторитетным сводом сведений об исламе (подробнее см. в ст. Мухаммад). Еще из Испании П. Д. отправил письмо Бернарду Клервоскому, призывая того написать трактат против мусульман. Поскольку лидер цистерцианцев не последовал этому призыву, П. Д. сам создал 2 произведения с опровержением ислама. Хронологически первое из них, соч. «Сумма всей сарацинской ереси» (Summa totius haeresis Sarcenorum), было написано вскоре после возвращения из Испании (ок. 1143-1144) и использовано автором как предисловие к Толедскому корпусу. Основную часть сочинения составляет биография Мухаммада, основанная гл. обр. на материале из «Трехчастной хронографии» Анастасия Библиотекаря (лат. перевод сочинений прп. Феофана Исповедника и др. визант. авторов), лат. перевода т. н. Апологии аль-Кинди, а также «Диалогов…» Петра Альфонси. П. Д. рассматривает основателя ислама прежде всего как ересиарха, сопоставляя его в частности с упоминаемым в НЗ диак. Николаем (Деян 6. 5; Откр 2. 6, 15), считавшимся родоначальником ереси николаитов (Сумма. 2019. С. 55).

В конце жизни (ок. 1155-1156) П. Д. вернулся к теме антиислам. полемики и составил более подробное соч. «Против лжеучения сарацин» (Adversus nefandam sectam Saracenorum) в 2 книгах (возможно, осталось незавершенным). В 1-й книге аббат утверждает, что, поскольку мусульмане признают авторитет ВЗ и НЗ, они не могут отвергать догматы христианства. Вторая книга посвящена вопросу, может ли Мухаммад рассматриваться как истинный пророк. П. Д. дает отрицательный ответ, противопоставляя основателю ислама истинных ветхозаветных пророков. Важным аргументом против ислама является, по мнению П. Д., отсутствие в Коране упоминаний о чудесах, совершённых Мухаммадом. Трактат сохранился лишь в 2 рукописях (обе XII в.) и, по-видимому, не получил широкого распространения.

Сохранилась обширная переписка П. Д., служившая, с одной стороны, инструментом поддержания социальных связей с собратьями по Клюнийской конгрегации, влиятельными мирянами и представителями церковной иерархии (см.: Haseldine. 2011), с другой - важным способом авторской саморепрезентации, поскольку большинство писем предназначалось для публичного прочтения. Еще ок. 1142 г. Петр из Пуатье подготовил 1-е собрание писем П. Д., в него вошел также трактат «Против еретиков петробрусиан». Второе, большее по объему, собрание было составлено либо незадолго до, либо вскоре после смерти аббата. Оно включает 196 писем (авторство 166 из них принадлежит П. Д.), разделенных на 6 книг, а также неск. трактатов. Во 2-е собрание в отличие от 1-го внесена стилистическая правка, возможно самим П. Д. Собрание не было исчерпывающим: самые ранние вошедшие в него письма написаны ок. 1127 г., самые поздние - в 1152 г. Письма были специально подобраны и предназначались для распространения по крайней мере в клюнийских мон-рях, а возможно, и среди более широкой аудитории. Большинство посланий посвящено конкретным делам управления монастырем и всей конгрегацией, различным спорным вопросам, просьбам о покровительстве и материальной помощи, духовным наставлениям и др. Нек-рые письма (напр., адресованные Бернарду Клервоскому) циркулировали и по отдельности. В ряде посланий затрагивались богословские вопросы. Ок. 1130-1132 г. написано письмо, адресованное не названному по имени клюнийскому монаху, к-рого П. Д. в резкой форме обвинял в следовании ереси аполлинарианства, заключавшейся в отрицании человеческой природы Христа (Petr. Venerab. Ep. 37 // Idem. The Letters. 1967. Vol. 1. P. 117-124). Сложно датировать письмо клюнийскому мон. Григорию о нек-рых спорных мариологических вопросах (Idem. Ep. 94 // Idem. The Letters. 1967. Vol. 1. P. 234-256). В форме письма некоему «Петру из Святого Иоанна» (вероятно, это Петр из Пуатье) составлен трактат «Против тех, кто говорит, что Христос в Евангелиях прямо не назван Богом» (Contra eos qui dicunt Christum nunquam se in Evangeliia aperte Deum dixisse; изд.: PL. 189. Col. 487-508).

Из сочинений П. Д. наибольшее распространение в средние века получил сб. «О чудесах», над к-рым аббат работал на протяжении долгого времени. Первая редакция была завершена еще к 1135 г., затем П. Д. продолжал пополнять сборник до конца жизни (есть истории, датирующиеся 1156). Окончательная редакция открывается прологом, в к-ром рассматривается тема значения чудес для проповеди христианства. Во мн. историях подчеркивается значение таинств (прежде всего Евхаристии и Покаяния), важное место отводится рассказам о явлениях душ умерших людей, а также сверхъестественных существ (ангелов и демонов). Наряду с этим говорится о важности индивидуальной аскезы. В сборник включены краткие Жития современников П. Д.- мон. Герарда и кард. Матфея из Альбано. Известны 17 полных или почти полных списков, а также ок. 70 копий нескольких его сокращенных редакций. П. Д. основывался гл. обр. на личном опыте и опирался на рассказы достоверных свидетелей. Абсолютное большинство историй происходит в монашеской среде - в Клюни и клюнийских мон-рях. Главы, посвященные борьбе Понтия за возвращение поста аббата в 1126 г., скорее всего представляют собой позднейшие дополнения неизвестного автора кон. XII - нач. XIII в. (Méhu. 2001. P. 315-326). В кон. XII-XIII в. появилось большое число подражаний соч. «О чудесах». В позднее средневековье отдельные истории из сб. «О чудесах» вошли в сборники exempla (примеров для проповедников), в т. ч. в переводах на народные языки (Polo de Beaulieu. 2010). Материал из сочинения П. Д. (назван Петром Клюниацким) использован в сб. «Зерцало Богородицы», составленном в 20-х гг. XIX в. в Мефодиевом Пешношском (Песношском) во имя святителя Николая Чудотворца монастыре.

Сохранились 4 проповеди П. Д., наибольшее значение из них имеет первая, посвященная празднику Преображения Господня (PL. 189. Col. 953-1972). В др. проповедях говорится о почитании Гроба Господня, а также сообщается о еп. (папе) Римском св. Маркелле I (нач. IV в.), в частности о перенесении его мощей в Клюни (Sermones tres. 1954). П. Д. написал полный текст службы оффиция в праздник Преображения Господня (Hiley. 1998) и на генеральном капитуле 1132 г. сделал его обязательным для всей Клюнийской конгрегации, что в дальнейшем сыграло решающую роль в его распространении в католич. мире. Первым из западных средневек. богословов П. Д. в своих проповедях затронул вопросы, связанные со значением Преображения, в т. ч. Фаворского света, с изменившимся обликом Христа (Stevenson. 2010). Интерес П. Д. к празднику Преображения Господня мог быть вызван, в частности, тем, что в то время на горе Фавор существовал клюнийский мон-рь (разрушен в 1187). П. Д. принадлежит авторство ряда произведений литургической поэзии: на праздники Пасхи и Рождества Христова, в честь Пресв. Девы Марии, св. Бенедикта Нурсийского, св. Гуго, аббата Клюни, и Марии Магдалины, а также стихотворных эпитафий (Petr. Venerab. Poèmes. 2014).

Соч.: PL. 189. Col. 9-1054; Sermones tres / Ed. G. Constable // RBen. 1954. Vol. 64. P. 224-272; The Letters of Peter the Venerable / Ed. G. Constable. Camb. (Mass.), 1967. 2 vol.; Contra Petrobrusianos hereticos / Ed. J. Fearns. Turnhout, 1968. (CCCM; 10); Statuta Petri Venerabilis abbatis Cluniacensis // Consuetudines Benedictinae variae / Ed. G. Constable, J. D. Brady, D. C. Waddell. Siegburg, 1975. P. 19-106. (CCM; 6); Adversus iudeorum inveteratam duritiem / Ed. Y. Freidman. Turnhout, 1985. (CCCM; 58); Schriften zum Islam / Hrsg. R. Glei. Altenberge, 1985; De miraculis libri duo / Ed. D. Bouthillier. Turnhout, 1988. (CCCM; 83); Poèmes, avec le Panégyrique de Pierre de Poitiers / Éd. F. Dolveck. P., 2014; Сумма всей сарацинской ереси / Пер. с лат., коммент.: С. И. Лучицкая // СВ. 2019. Вып. 80(2). С. 54-63.
Ист.: Bullarium Sacri Ordinis Cluniacensis. Lugduni, 1680; Recueil des chartes de l'abbaye de Cluny / Éd. A. Bernard, B. Bruel. P., 1876-1903. 6 vol.; Bibliotheca Cluniacensis / Ed. M. Marrier, A. Du Chesne. Mâcon, 1915r.
Лит.: Pignot J.-H. Histoire de l'ordre de Cluny depuis la fondation de l'abbaye jusqu'à la mort de Pierre-le-Vénérable (909-1157). Autun; P., 1868. 3 vol.; Leclercq J. Pierre le Vénérable. St.-Wandrille, 1946; Petrus Venerabilis, 1156-1956: Studies and Texts Commemorating the 8th Centenary of His Death / Ed. G. Constable, J. Kritzeck. R., 1956; Kritzeck J. Peter the Venerable and Islam. Princeton, 1964; Tellenbach G. Der Sturz des Abtes Pontius von Cluny und seine geschichtliche Bedeutung // QFIAB. 1964. Bd. 42/43. S. 13-55; Van Den Eynde D. Les principaux voyages de Pierre le Vénérable // Benedictina. R., 1968. Vol. 15. P. 58-110; Pierre Abélard, Pierre le Vénérable: Les courants philosophiques, littéraires et artistiques en Occident au milieu du XIIe siècle. P., 1975; Cowdrey H. E. J. Two Studies in Cluniac History: 1049-1126. R., 1978; Constable G. Cluniac Studies. L., 1980; idem. Cluny from the 10th to the 12th Centuries: Further Studies. Aldershot, 2000; idem. The Abbey of Cluny: A Coll. of Essays to Mark the 1100th Anniversary of its Foundation. Münster, 2010; Bredero A. Cluny et Cоteaux au XIIe siècle: L'histoire d'une controverse monastique. Amst., 1985; Bouthillier D., Torrell J.-P. Pierre le Vénérable, abbé de Cluny: Le courage de la mesure. Chambray-lès-Tours, 1988; Pinkl E. M. Der Statutenprolog des Petrus Venerabilis: Ein Beitrag zur Diskussion um die Veränderbarkeit vom Recht in Mittelalter // Universität und Bildung: FS L. Boehm z. 60. Gerburstag. Münch., 1991. S. 3-24; Wollasch J. Cluny - «Licht der Welt»: Aufstieg und Niedergang der klösterlichen Gemeinschaft. Zürich; Düss., 1996; Appleby D. F. The Priority of Sight According to Peter the Venerable // Mediaeval Studies. Toronto, 1998. Vol. 60. P. 123-157; Hiley D. The Office of the Transfiguration by Peter the Venerable, Abbot of Cluny (1122-1156) in the Ms. Paris. lat. 17716 // Chant and Its Peripheries: Essays in Honour of T. Bailey. Ottawa, 1998. P. 224-240; Méhu D. Paix et communautés autour de l'abbaye de Cluny (Xe-XVe siècles). Lyon, 2001, 20102; Iogna-Prat D. Études clunisiennes. P., 2002; Knight G. R. The Correspondence between Peter the Venerable and Bernard of Clairvaux: A Semantic and Structural Analysis. Burlington etc., 2002; Smith G. A. «Sine rege, Sine principe»: Peter the Venerable on Violence in 12th Cent. Burgundy // Speculum. Camb. (Mass.), 2002. Vol. 77. N 1. P. 1-33; Bauer D. Twelfth Century Views of Power in Peter the Venerable's «Contra Petrobrusianos» and in Canon Law // Law and Power in the Middle Ages: Proc. of the 4th Carlsberg Acad. Conference on Medieval Legal History, 2007. Cph., 2008. P. 53-72; Ткаченко А. А. О чем спорили клюнийцы и цистерцианцы?: Социокультурное значение цвета одежд средневек. монахов // СВ. 2010. Вып. 71(1/2). С. 165-196; Polo de Bealieu M.-A. Diffusion du «De miraculis» de Pierre le Vénérable († 1156) dans la littérature exemplaire et la prédication // Le tonnerre des exemples: «Exempla» et médiation culturelle dans l'Occident médiéval. Rennes, 2010. P. 175-186; Saurette M. Thoughts on Friendship in the Letters of Peter the Venerable // RBen. 2010. Vol. 120. N 2. P. 321-346; Stevenson K. W. The Transfiguration Sermon of Peter the Venerable, Abbot of Cluny // The Serious Business of Worship: Essays in Honour of B. D. Spinks. N. Y., 2010. P. 78-87; Haseldine J. P. Friendship, Intimacy and Corporate Networking in the 12th Cent.: The Politics of Friendship in the Letters of Peter the Venerable // EHR. 2011. Vol. 126. N 519. P. 251-280; Bensel C. I Attack You with Words: Peter the Venerable's «Contra sectam saracenorum» as a Medieval Approach to Inter-Religious Argumentation // Religion und Sprache / Ed. M. Calderon, G. Marko. Fr./M., 2015. S. 227-252; Icard S. Raingarde, que fais-tu donc ici?: Sur la présence d'une lettre de Pierre le Vénérable dans la traduction des Vies des saints Pères des déserts par Robert Arnauld d'Andilly (1647-1653) // Revue Mabillon. P., 2015. Vol. 26. P. 205-218; Воскобойников О. С. Молчание Абеляра: Письмо Петра Достопочтенного к Элоизе // СВ. 2016. Вып. 77(3/4). С. 53-66; Лучицкая С. И. Петр Достопочтенный и «Клюнийский корпус» // Там же. 2019. Вып. 80(2). С. 44-53.
С. Г. Мереминский
Ключевые слова:
Аббаты (см. также - Настоятели Монастырей Римско-Католической Церкви) Святые Римско-католической Церкви Церковные писатели (X -XV вв.) Богословы католические Петр Достопочтенный (1092/94 - 1156), блаженный Римско-католической Церкви (пам. 5 нояб.), 9-й аббат Клюни (с 1122), влиятельный церковный и политический деятель, богослов, церковный писатель
См.также:
АМВРОСИЙ АУТПЕРТ († 784) , аббат и писатель, богослов, св. (пам. зап. 19 июля)
ОДОН (ок. 880 - 942), св. (пам. зап. 18 нояб.), 2-й аббат мон-ря Клюни (с 927), церковный писатель, крупнейший деятель клюнийской реформы
ПАСХАЗИЙ РАДБЕРТ († между 856 и 865, аббатство Корби), св. Римско-католической Церкви (пам. 26 апр.), аббат мон-ря Корби, католич. богослов, экзегет, автор 1-го на лат. языке трактата о таинстве Евхаристии
АВИТ (сер. V в. – 530), аббат Миси, прп. (пам. зап. 17 июня)
АДАМНАН (ок. 624 - 704), 9-й аббат мон-ря св. Ионы, прп. (пам. зап. 23 сент.)
АДЕЛЬФ († ок. 670), аббат Ремиремонта, св. (пам. зап. 11 сент.)
АЙЛЕРАН МУДРЫЙ († 665), раннесредневековой ирландский богослов, экзегет, св. (пам. зап. 29 дек.)
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ
АЛЬТО († 760), уроженец Ирландии, настоятель мон-ря, прп. (пам. зап. 9 февр.)
АЛЬФОНСО МАРИЯ ДЕ ЛИГУОРИ (1696-1787), итал. свящ., теолог, св. католич. Церкви (пам. зап. 1 и 2 авг.)